14 июня 2021 года исполняется 55 лет Экспериментальному машиностроительному заводу им. В.М. Мясищева (ЭМЗ), накопившему за это время уникальный опыт в области проектирования и создания экспериментальной и специальной авиации, а также авиационно-космической техники.
Предприятие, созданное в 1966 году, стало по сути преемником всех предыдущих конструкторских бюро выдающегося авиаконструктора, генерал-майора-инженера, Героя Социалистического Труда, доктора технических наук Владимира Михайловича Мясищева, который возглавлял предприятия с момента его основания до 1979 года.
Самолеты, создаваемые под его руководством, неизменно отличались технической и технологической новизной конструкторских решений, и устремленностью в будущее. Конструкторский коллектив постоянно находился в поиске новых решений в борьбе за скорость, грузоподъемность, дальность и высоту полета. Многие технические решения, разработанные в ОКБ, верой и правдой служили авиации десятки лет и не просто служили, а были одними из лучших в мировом авиастроении.
В разные годы предприятие возглавляли доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Федотов Валентин Александрович; летчик-испытатель, Герой Советского Союза Микоян Степан Анастасович; академик РАЕН, академик Академии наук авиации и воздухоплавания Новиков Валерий Константинович; генерал-лейтенант авиации, Заслуженный военный специалист Проскурин Анатолий Алексеевич.
В1970-х ЭМЗ был включен в состав НПО «Молния» и заводу были поручены работы по космической тематике. В опытно-конструкторском бюро предприятия были разработаны: принципиальная аэродинамическая схема первого отечественного космического корабля многоразового использования «Буран», герметичный модуль кабины с системами жизнеобеспечения, терморегулирования и аварийного спасения экипажа, десятки стендов и эксплуатационных установок для отработки систем и оборудования корабля.
Для доставки на Байконур элементов ракеты -носителя «Энергия» и самого «Бурана» на ЭМЗ был создан уникальный транспортный самолет ВМ-Т «Атлант».
Перевозка элементов системы «Энергия-Буран» из-за их немалых габаритов осуществлялась не внутри самолета-носителя, а на его «спине». Для этого пришлось решить сложнейшую проблему размещения грузов, диаметр которых в несколько раз превосходили диаметр фюзеляжа ВМ-Т «Атлант». Впервые в мировом и отечественном авиастроении была создана компоновка самолета, обеспечивающая безопасный полет в пяти конфигурациях с различными видами грузов. Такое решение обеспечило запуск космического челнока и позволило значительно сократить затраты на создание многоразовой космической системы. В итоге два самолета ВМ-Т «Атлант» осуществили 152 полета, обеспечив транспортировку на Байконур всех блоков носителя «Энергия» и космического корабля «Буран».
Одновременно с работами над космопланом и самолетом-транспортировщиком ЭМЗ совместно с ЛИИ им М.М. Громова провели комплекс летных испытаний и отработку посадки аналога корабля «Буран».
За заслуги в создании и проведении испытаний космического корабля многоразового использования высокими правительственными наградами отмечены 57 специалистов предприятия.
В 80-епредприятие берется за сложнейшую задачу по созданию самолета, способного летать в стратосфере на высоте в 20 км.и уничтожать высотные средства разведки –автоматические дрейфующие аэростаты. Долгая и кропотливая работа, требующая множество нестандартных решений, завершилась успешно. 26 мая 1982 года высотник впервые поднялся в небо. На самолете М-17 установлены 25 мировых рекордов по высоте, скорости и скороподъёмности.
Его наследником стал двухдвигательный самолет-разведчик (первый полет 16 августа1988 года) М-55, способный летать продолжительное время на высотах до 21 км с грузом в 2 000 кг. Самолет не имеет особенностей по базированию и обслуживается на стандартных аэродромах. Этим он выгодно отличается от аналога U-2RАмериканский «одноклассник» использует специальное авиатопливо, а для его посадки требуется много дополнительных операций, значительно усложняющих эксплуатацию. М-55 идеально подошел для достижения самых разных целей: от разведки до научно-исследовательских полетов. Самолет М-55 установил 16 мировых рекордов, не превзойденных до настоящего времени. На протяжении 20 лет он используется в программах комиссии Совета Европы и принял участие в 22-х международных экспедициях по изучению геофизической обстановки над различными районами Земли.
Творческий подход к решению сложных технических проблем и накопленный опыт позволяет предприятию разрабатывать современные авиационные комплексы специального назначения для нужд Министерства обороны и других Федеральных министерств и ведомств.
Так в 2013г. на предприятии по заказу Росгидромета РФ создан Як-42Д «Росгидромет» — летающая лаборатория для геофизического мониторинга атмосферы Земли. Этот уникальный самолет, на борту которого установлено более 100 приборов, измеряющих сотни параметров состояния окружающей среды. С обретением такого многофункционального летающего средства Россия вышла на передовые позиции в исследовании атмосферы Земли наряду с США, Германией и Японией.
Для Министерства обороны Российской Федерации созданы:
— самолет постановщик помех и попутной разведки Ил-22пп «Порубщик». Оборудование комплекса позволяет эффективно бороться с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системами противовоздушной обороны, а также пилотируемой и беспилотной авиацией.
-самолет-лаборатория Ил-976 СКИП с размещаемыми аппаратно-программными средствами самолетного командно-измерительного пункта.
В настоящее время проводятся работы по созданию перспективных военно-транспортных самолетов и самолетов специального назначения типа «Ил», сервисному обслуживанию самолетов типа «Ан»
Кроме того предприятие осуществляет:
— ремонт и модернизацию самолетов Ил-22 в самолет управления и ретрансляции общего назначения Ил-22М11, оснащенный новым комплексом средств связи;
— модернизацию противолодочного самолета Ил-38, самолетов-топливозаправщиков типа Ил-78, самолетаАн-140-100 в вариант аэросъемки. На воздушном судне проведена доработка планера и систем, установлено специальное оборудование, позволяющее проводить картографирование местности.
В течение более полувека предприятие инициирует и принимает участие в работах, связанных с внедрением авиационных принципов в разрабатываемые проекты перспективных образцов космической техники. Предприятие активно участвует в проекте Фонда перспективных исследований в разработке возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетно-космической системы «Крыло-СВ».
В настоящее время ЭМЗ входит в Дивизион военно-транспортной авиации ПАО «ОАК» Госкорпорации «Ростех».