Мособлпрофавиа

Московская областная общественная организация Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности

55 лет АО "ЭМЗ им. В.М. Мясищева"

14 июня 2021 года исполняется 55 лет Экспериментальному машиностроительному заводу им. В.М. Мясищева (ЭМЗ), накопившему за это время уникальный опыт в области проектирования и создания экспериментальной и специальной авиации, а также авиационно-космической техники.

Предприятие, созданное в 1966 году, стало по сути преемником всех предыдущих конструкторских бюро выдающегося авиаконструктора, генерал-майора-инженера, Героя Социалистического Труда, доктора технических наук Владимира Михайловича Мясищева, который возглавлял предприятия с момента его основания до 1979 года.

 

Самолеты, создаваемые под его руководством, неизменно отличались технической и технологической новизной конструкторских решений, и устремленностью в будущее. Конструкторский коллектив постоянно находился в поиске новых решений в борьбе за скорость, грузоподъемность, дальность и высоту полета. Многие технические решения, разработанные в ОКБ, верой и правдой служили авиации десятки лет и не просто служили, а были одними из лучших в мировом авиастроении.

В разные годы предприятие возглавляли доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Федотов Валентин Александрович; летчик-испытатель, Герой Советского Союза Микоян Степан Анастасович; академик РАЕН, академик Академии наук авиации и воздухоплавания Новиков Валерий Константинович; генерал-лейтенант авиации, Заслуженный военный специалист Проскурин Анатолий Алексеевич.

В1970-х ЭМЗ был включен в состав НПО «Молния» и заводу были поручены работы по космической тематике. В опытно-конструкторском бюро предприятия были разработаны: принципиальная аэродинамическая схема первого отечественного космического корабля многоразового использования «Буран», герметичный модуль кабины с системами жизнеобеспечения, терморегулирования и аварийного спасения экипажа, десятки стендов и эксплуатационных установок для отработки систем и оборудования корабля.

Для доставки на Байконур элементов ракеты -носителя «Энергия» и самого «Бурана» на ЭМЗ был создан уникальный транспортный самолет ВМ-Т «Атлант».

 Перевозка элементов системы «Энергия-Буран» из-за их немалых габаритов осуществлялась не внутри самолета-носителя, а на его «спине». Для этого пришлось решить сложнейшую проблему размещения грузов, диаметр которых в несколько раз превосходили диаметр фюзеляжа ВМ-Т «Атлант». Впервые в мировом и отечественном авиастроении была создана компоновка самолета, обеспечивающая безопасный полет в пяти конфигурациях с различными видами грузов. Такое решение обеспечило запуск космического челнока и позволило значительно сократить затраты на создание многоразовой космической системы. В итоге два самолета ВМ-Т «Атлант» осуществили 152 полета, обеспечив транспортировку на Байконур всех блоков носителя «Энергия» и космического корабля «Буран».

Одновременно с работами над космопланом и самолетом-транспортировщиком ЭМЗ совместно с ЛИИ им М.М. Громова провели комплекс летных испытаний и отработку посадки аналога корабля «Буран».

За заслуги в создании и проведении испытаний космического корабля многоразового использования высокими правительственными наградами отмечены 57 специалистов предприятия.

В 80-епредприятие берется за сложнейшую задачу по созданию самолета, способного летать в стратосфере на высоте в 20 км.и уничтожать высотные средства разведки –автоматические дрейфующие аэростаты.  Долгая и кропотливая работа, требующая множество нестандартных решений, завершилась успешно. 26 мая 1982 года высотник впервые поднялся в небо. На самолете М-17 установлены 25 мировых рекордов по высоте, скорости и скороподъёмности.

Его наследником стал двухдвигательный самолет-разведчик (первый полет 16 августа1988 года) М-55, способный летать продолжительное время на высотах до 21 км с грузом в 2 000 кг. Самолет не имеет особенностей по базированию и обслуживается на стандартных аэродромах. Этим он выгодно отличается от аналога U-2RАмериканский «одноклассник» использует специальное авиатопливо, а для его посадки требуется много дополнительных операций, значительно усложняющих эксплуатацию. М-55 идеально подошел для достижения самых разных целей: от разведки до научно-исследовательских полетов. Самолет М-55 установил 16 мировых рекордов, не превзойденных до настоящего времени. На протяжении 20 лет он используется в программах комиссии Совета Европы и принял участие в 22-х международных экспедициях по изучению геофизической обстановки над различными районами Земли.

Творческий подход к решению сложных технических проблем и накопленный опыт позволяет предприятию разрабатывать современные авиационные комплексы специального назначения для нужд Министерства обороны и других Федеральных министерств и ведомств.

Так  в 2013г. на предприятии по заказу Росгидромета РФ создан Як-42Д «Росгидромет» — летающая лаборатория для геофизического мониторинга атмосферы Земли. Этот уникальный самолет, на борту которого установлено более 100 приборов, измеряющих сотни параметров состояния окружающей среды. С обретением такого многофункционального летающего средства Россия вышла на передовые позиции в исследовании атмосферы Земли наряду с США, Германией и Японией.

Для Министерства обороны Российской Федерации созданы:

— самолет постановщик помех и попутной разведки Ил-22пп «Порубщик». Оборудование комплекса позволяет эффективно бороться с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системами противовоздушной обороны, а также пилотируемой и беспилотной авиацией.

-самолет-лаборатория Ил-976 СКИП с размещаемыми аппаратно-программными средствами самолетного командно-измерительного пункта.

     В настоящее время проводятся работы по созданию перспективных военно-транспортных самолетов и самолетов специального назначения типа «Ил», сервисному обслуживанию самолетов типа «Ан»

Кроме того предприятие осуществляет:

— ремонт и модернизацию самолетов Ил-22 в самолет управления и ретрансляции общего назначения Ил-22М11, оснащенный новым комплексом средств связи;

— модернизацию противолодочного самолета Ил-38, самолетов-топливозаправщиков типа Ил-78, самолетаАн-140-100 в вариант аэросъемки. На воздушном судне проведена доработка планера и систем, установлено специальное оборудование, позволяющее проводить картографирование местности.

В течение более полувека предприятие инициирует и принимает участие в работах, связанных с внедрением авиационных принципов в разрабатываемые проекты перспективных образцов космической техники. Предприятие активно участвует в проекте Фонда перспективных исследований в разработке возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетно-космической системы «Крыло-СВ».

В настоящее время ЭМЗ входит в Дивизион военно-транспортной авиации ПАО «ОАК» Госкорпорации «Ростех».

14:00

Мособлпрофавиа 2020